Преимущества

Статьи


Кран-манипулятор и его крюк

Кран-манипулятор и его крюк

Это одна из самых важных деталей КМУ, которая досталась ей в наследство от старых классических подъемников, использовавшихся еще на торговых голландских кораблях. Когда кран-манипулятор 5 тонн поднимает, в первую очередь нагрузку принимает именно крюк. Поэтому к нему предъявляются особые требования.

Если пообщаться о крюке с крановщиками, то может показаться, что они все выходцы из Украины или Польши, потому как настойчиво называют крюк гаком (от украинского «гак» или польского «hak»). Однако на самом деле происхождение этого профессионального сленгового словечка более древнее и интересное.

В Россию это слово попало вместе с кучей прочих новых терминов и понятий еще при Петре Великом, в процессе активного изучения западноевропейской морской науки. Нашими учителями были голландцы, самые опытные моряки того времени. Именно от нидерландского слова «haak» и произошел современный отечественный термин, который из портов постепенно распространился по всей стране и даже закрепился в официальных справочниках. От старинного голландского крюка мы получили не только название, но и характерную форму — с загнутым внутрь носиком. Такая компоновка была создана, чтобы свести к минимуму повреждения бортов или мачт при случайном столкновении с крюком. Борта заменились заборами, мачты — столбами, ванты и бакштаги — линиями электропередач. Соответственно, безопасная форма крюка не потеряла своей актуальности.

Какие же требования предъявляются к современному «гаку»?

Прочность и безопасность

Так как главная задача крюка — удерживать груз, то, естественно, первое требование к нему связано с прочностью. Рассчитать, какую массу должен выдерживать гак, вроде бы не сложно. К примеру, если кран-манипулятор на 5 тонн рассчитан, то и крюк должен выдерживать 5 тонн или 49 кН. Но так будет считать только двоечник, забывший про динамическую нагрузку.

Если бы груз просто висел на крюке, то прочности в 5 тонн действительно хватило бы. Но ведь нам нужно груз поднять в кузов, а при движении вверх кроме статической нагрузки возникает динамическая. Ускорение подъема в сочетании с инертностью массы порождает дополнительную силу, тянущую эту массу вниз.

Так как скорости передвижения груза краном, как правило, небольшие, то и запас прочности для компенсации динамических нагрузок делают умеренным. Принятые в нашей стране (и не только в нашей) стандарты требуют всего лишь 25%-ного запаса прочности. То есть, если КМУ рассчитана на подъем 5 тонн, гак должен выдерживать 6250 кг.

В качестве материала используют сталь. Чугун отличается хрупкостью и от удара может треснуть, что недопустимо. Крюки производятся либо набором из пластин, либо методом штамповки или ковки. Некоторые дилетанты считают, что гаки отливают, но на самом деле литье не подходит в данном случае. При отливании фигуры из жидкого металла или сплава в процессе его остывания и кристаллизации в середине образовывается так называемая раковина – компактное скопление шлака и примесей. Это самое слабое место изделия и потенциальная причина поломки. Использование штамповки, ковки или сборки из пластин позволяет исключить этот риск.

Еще одна мелочь, на которую мы не обращаем часто внимания, но которая тоже является обязательным атрибутом крюка КМУ. Это замок. Приспособление, которое предотвращает выпадение петли из гака.

Подвеска и масса

Если гак жестко закреплен на стреле, что характерно для множества КМУ, то его масса и конструкция зависят от прочности. Нет необходимости добавлять дополнительные элементы вроде блоков, нет необходимости наращивать вес крюка. Соответственно, услуги манипулятора на 5 тонн будут обходиться дешевле, ведь КМУ не таскает с собой и не поднимает лишний вес.

Совсем другая ситуация с тросовым краном. Если крюк подвешен на тросе, то разработчикам просто придется увеличивать его массу. Хотя бы для того, чтобы крюк без нагрузки мог самостоятельно опускаться при разматывании троса. Если гак будет слишком легким, то грубый и жесткий стальной трос станет запутываться, может выскочить из системы блоков и талей. А это повлечет за собой обязательную остановку работы.

Использование подвески с одним или несколькими блоками увеличивает и массу, и размеры крюка, усложняет его конструкцию и повышает риск поломки. Вопреки распространенному мнению, применение блоков не уменьшает нагрузку на стрелу. Блоки позволяют снизить требования к прочности троса, компенсировав их необходимостью в увеличенной его длине. Также блок снижает нагрузку на двигатель, который вращает барабан с тросом. Это весьма полезно при работе со сверхтяжелыми грузами.

Услуги манипулятора на 5 тонн — совсем другая категория. Поэтому острой необходимости в блоках тут нет. Неудивительно, что популярностью на гидроманипуляторах пользуются именно бестросовые компоновки, когда легкий и простой (а значит — надежный) крюк крепится непосредственно к стреле.

Кран-манипулятор 5 тонн — какой гак мы увидим?

Итак, мы уже знаем, что существуют кованые, штампованные и пластинчатые крюки, а также в отдельной категории двурогие гаки. Параметры двурогих крюков описаны в ГОСТ 6628-73. Согласно этому документу, грузоподъемность гака может быть от 5 до 100 тонн (а пластинчатых — до 320 тонн). В принципе, его можно было бы использовать на КМУ, если бы не внушительные габариты. Он крупнее, несколько сложнее и дороже обычного, поэтому вряд ли вы увидите его на гидроманипуляторе.

Пластинчатые однорогие крюки, согласно документу ГОСТ 6619-75, могут иметь грузоподъемность минимум 40 тонн. Это чрезвычайно много в нашем случае, к тому же пластинчатый гак сложнее в производстве и дороже, так что его мы тоже не увидим.

Остаются кованые и штампованные крюки. Их параметры определяет ГОСТ 6627-74, в котором значится, что грузоподъемность крюка может быть в пределах от 400 кг до 100 тонн. В эти пределы отлично вписывается нужная нам КМУ. Так что неудивительно, что каждый кран-манипулятор на 5 тонн в нашей стране использует именно простой, привычный нам кованый или штампованный однорогий крюк.


Возврат к списку

Аренда манипуляторов. 24 часа.

Яндекс.Метрика
Аренда манипулятора 24 часа
info@arendamanipulyatora-24.ru

Схема проезда
Аренда манипулятора
Создание сайта "Азбука Сайтов" Создание сайта "Азбука Сайтов"